
В условиях снижения строительной активности и сокращения спроса производители щебня находятся в непростой ситуации. Разбираемся, что происходит с отраслью в 2025 году.
Ключевые тренды
Тенденции, которые определяют развитие отрасли в 2025 году:
— падение общего объёма потребления и сокращение финансирования крупных инвестиционных программ в жилищном, промышленном, инфраструктурном и дорожном строительстве;
— снижение отпускных цен на щебень;
— рост доли применения вторичного сырья в строительстве;
— отказ посредников и покупателей от накопления запасов из-за дорогих кредитов и падающих цен у производителей.
Сокращение строительной активности
По данным Росстата, производство щебня в России за первое полугодие 2025 года сократилось на 4,8% относительно аналогичного периода прошлого года и составило 140,6 млн тонн против 147,8 млн тонн в 2024 году.

Сокращение производства обусловлено падением спроса в строительной сфере. Высокая ключевая ставка, прекращение программы льготной ипотеки, рост зарплат и цен на стройматериалы — все эти факторы провоцируют сокращение жилищного строительства. За первые шесть месяцев 2025 года снижение темпов возведения жилья составило всего 2,4%. При этом запуск новых жилищных проектов упал сразу на 22%. Это минимальный показатель за последние три года.
Логичным следствием замедления строительной активности является падение объёмов производства бетона. Так, с января по июнь 2025 года потребление бетона в стране упало на 8,7%. Наблюдается значительное сокращение производства ЖБИ. С января по июнь 2025 года снижение здесь составило 16%.
Уменьшение масштабов работ наблюдается и на железной дороге. В 2025 году РЖД, ключевой потребитель щебня, сократил инвестпрограмму, которая определяет объёмы работ по строительству, модернизации и ремонту железных дорог, более чем на 30%.
Кроме РЖД финансирование на ремонт и модернизацию сворачивают предприятия, в ведении которых также находится железнодорожная инфраструктура. Причина аналогичная — общее падение прибылей и растущие убытки.
Подробнее о ситуации в железнодорожном строительстве и его влиянии на рынок щебня читайте в статье: Чего ждать производителям щебня от развития железных дорог в России
Пик активности отмечается только в автодорожном строительстве: в 2025 году заявлено о строительстве и обновлении порядка 26 тыс. км дорог. Это на 4% больше, чем в рекордном 2024 году.
Но и здесь в последующем стоит ждать уменьшения объёмов работ из-за отсутствия запуска новых стратегических программ и постепенного завершения реализуемых масштабных проектов, таких как участок Дюртюли – Ачит трассы М-12 «Восток» протяженностью 275 км.
О перспективах автодорожного строительства в контексте его влияния на производство щебня читайте в материале: Основной слой: как дорожное строительство будет влиять на потребление щебня
Цены на щебень
Сокращение потребления — первопричина снижения отпускных цен на щебень. Кроме того, на стоимость значительное влияние оказывает логистика.
Падение погрузки на железных дорогах
Сокращение строительной активности негативно сказывается на погрузке строительных материалов — за первые шесть месяцев 2025 года она упала на 19,5%. Кроме того, общее падение объёма перевозок (минус 7,6% в первом полугодии 2025 года) стало основной причиной сокращения инвестиций в железные дороги.

Сокращение перевозки ведет к накоплению на линиях порожних вагонов. Так, на начало 2025 года переизбыток грузовых вагонов на железных дорогах достиг 400 тыс. единиц.
В условиях профицита вагонов операторы вынуждены снижать стоимость аренды. За первые семь месяцев 2025 года суточная ставка аренды вагонов снизилась на 30–50%. Так, цена на полувагоны с осевой нагрузкой 23,5 тс упала за указанный период с 2 510 рублей до 1 260 рублей. Снижение стоимости перевозки по железной дороге создаёт дополнительное ценовое давление на рынок щебня.
Сокращение перевалок
В РЖД растущие издержки пытаются компенсировать ростом тарифов и штрафов. С 1 декабря 2024 года тарифы на грузовые железнодорожные перевозки проиндексированы на 13,8%. Также на 10% увеличены тарифы на порожний пробег полувагонов, платформ и универсальных крытых вагонов. Дополнительно с начала 2025 года снижена скидка на перевозку ряда минерально-строительных грузов, включая щебень, с 9,91% до 5,08%.
В условиях сокращения объёмов транспортировки грузов, избытка порожних вагонов и ужесточения политики штрафных санкций за нарушения со стороны РЖД многие компании, оказывающие услуги по перевалке, обанкротились. Уход с рынка игроков вызвал дефицит перегрузочных площадок, что вылилось в росте цен на перевалку.
В результате сложилась парадоксальная ситуация: стоимость щебня от производителя падает, а стоимость после перевалки растёт.
Вторичное сырье
При снижении спроса неизбежно растёт конкуренция. И здесь ситуацию усугубляет наращивание объемов применения шлакового щебня.
В начале 2025 года вступило в силу распоряжение Правительства №2330-р от 28 августа 2024 года, по которому при строительстве и реконструкции автомобильных дорог в общем количестве применяемого сырья должно использоваться не менее 5% щебня и песка, полученных из шлаков и вскрышных пород.
Такие требования нацелены на улучшение общей экологической ситуации за счёт повторного применения отходов. При этом они ведут к замещению в строительстве природных нерудных материалов вторичным сырьем.
Тенденция с увеличением доли применения шлаков и других отходов производства в строительстве в перспективе будет только усиливаться. Этому также способствует наличие накопившихся объёмов на производствах. Так, металлургические предприятия, чтобы освободить отвалы и площади хранения, активно сбывают шлак для строительных целей, зачастую по символической цене.
Примечание:
В 2024 году металлургия произвела более 6,9 млн тонн шлака, при этом утилизировано более 8 млн тонн. Всего же в стране накоплено 30 млн тонн. По другим данным, чёрная металлургия ежегодно вырабатывает свыше 70 млн тонн металлургических шлаков, большая часть которых захоранивается.
Кроме того, в результате непосредственной добычи полезных ископаемых за 2024 год было произведено 3 млрд тонн вскрышных пород и пород, из которых извлечены полезные ископаемые. Всего таких отходов в стране накоплено более 51 млрд тонн.

Источник: Управление техносферой
Отказ посредников от накопительных закупок
Из-за дорогих кредитов и низкой цены на рынке перестала работать традиционная система накопительных закупок, которая ранее стимулировала зимний спрос. Потребители до последнего момента откладывают закупки, так как понимают, что в сложившихся условиях отпускные цены продолжат падение. Таким образом, провоцируется текущее снижение спроса, которое оказывает ещё большее давление на стоимость.
Примечание:
Как работала традиционная система накопительных закупок, которая стимулировала зимний спрос:
Трейдеры закупали щебень зимой по минимальной цене. Предварительно под эти цели оформлялись кредиты. Летом на пике сезонного спроса накопленные объёмы реализовывались по максимальной цене, что позволяло закрыть кредит и получить прибыль.
С дорогими кредитами перепродажа накопленных объёмов не только не обеспечивает трейдерам прибылей, она не гарантирует погашения долговых обязательств. Поэтому на смену накопительным сезонным сделкам пришли закупки «в последний момент».
Как чувствуют себя предприятия
В сложившихся условиях рынок щебня несбалансирован и избыточен, то есть предложение в нём превышает спрос. Потребление не может загрузить мощности всех действующих карьеров. Многие компании близки к банкротству. Кроме того, ряд предприятий уже приостановил производство.
Здесь нужно отметить, что при общем замедлении экономики, в условиях санкционных ограничений и высокой инфляции производители столкнулись со значительным ростом общих затрат. А одновременное снижение отпускных цен и рост издержек ставит многие предприятия в еще более сложное положение.
Причины увеличения расходов предприятий:
— Значительное повышение заработных плат — по данным Роструда, зарплаты в добывающей промышленности в среднем за год выросли на 30%, а в период с 2020 года — более чем на 63%. Отрасль вынуждена конкурировать на дефицитном рынке труда с оборонными предприятиями и Минобороны.
— Рост расходов на обслуживание, логистику, закупку техники, комплектующих и запчастей, особенно это касается предприятий, на которых используется импортное оборудование брендов, ушедших из России.
Примечание:
Из-за снижения объёмов потребления, падающей стоимости щебня, высокой ключевой ставки и растущих цен на оборудование у большинства средних и небольших предприятий нет ресурсов на проведение капитального переоборудования. Поэтому, несмотря на уход с рынка западных брендов, российские производители оборудования пока не получили значительного роста заказов. Предприятия отрасли для текущей поддержки производства закупают комплектующие и запчасти в Китае, а на основательную модернизацию с переходом на отечественное оборудование нет ресурсов.
Чтобы сдержать уровень растущей конкуренции и снизить количество банкротств действующих предприятий в условиях падающего рынка, власти ограничивают предоставление разрешений на добычу. Так, в Карелии летом 2025 года была приостановлена выдача лицензий на добычу камня в пяти районах. Официальная причина принятых мер — экология. При этом государство, создавая таким образом административные барьеры при открытии новых карьеров, оказывает поддержку существующим производствам.
Кто в проигрыше
В самом уязвимом положении находятся предприятия, которые обременены большими кредитами. Такие компании фактически теряют контроль над производством из-за невозможности обслуживать кредитные обязательства. Реструктуризация не решает проблему из-за высоких процентных ставок. Банки, в свою очередь, не спешат принимать на свой баланс убыточные производства.
Ещё одна группа компаний в зоне высокого риска — предприятия, которые ориентированы на производство низкопрочного щебня с последующей поставкой автомобильным транспортом.
Снижение цены доставки высокопрочного гранитного щебня железной дорогой ведёт к падению стоимости материала в регионах. В таких условиях многочисленные местные производители низкопрочного щебня, которые традиционно перевозили сырьё автотранспортом, вынуждены уменьшать расценки, чтобы удерживать разницу с высокопрочным щебнем.
Кроме того, у такого сырья более высокая себестоимость, обусловленная особенностями производства — более высокая вскрыша, меньшее содержание камня в породе и пр. На ситуацию здесь также негативно влияет рост ставок автоперевозчиков. В результате такие предприятия сталкиваются с острой проблемой рентабельности производства.
Примечание:
Причина роста ставок автоперевозчиков
В начале 2025 года автоперевозчики из-за падения спроса снизили тарифы. Многие компании стали работать в убыток, что привело к проблемам с выплатой лизинговых платежей. В результате часть машин была изъята. Сокращение парка из-за изъятия лизингового транспорта, поломок и нехватки водителей привело к дефициту, который спровоцировал обратный рост цен на автоперевозки.
Кто в выигрыше
Не испытывают серьёзных трудностей с падающей отпускной ценой и сокращением рынка сбыта предприятия, у которых есть долгосрочные контракты с государственными заказчиками. Но таких компаний на рынке единицы. Так, крупными заказами по своим контрактам обеспечивает поставщиков РЖД. При этом доступ к таким поставкам ограничен жёсткими конкурсными требованиями.
Не все крупные государственные заказчики предлагают долгосрочные соглашения. В условиях падения цен многие организации, реализующие масштабные строительные проекты, разбивают крупные контракты на несколько небольших краткосрочных договоров на поставку. Такая практика позволяет корректировать цены с учетом рыночной конъюнктуры.
Кроме того, в масштабных тендерах могут участвовать только крупные игроки. А небольшое количество участников позволяет сохранять довольно высокие цены.
В тендерах, в которых объёмы поставок незначительные, доступ к участию имеет большее количество производителей. Высокая конкуренция здесь позволяет заказчикам закупать щебень по более низким ценам.
Еще одна проблема применения долгосрочных контрактов — отсутствие практики финансирования проектов на пять и более лет вперед, то есть у заказчиков нет необходимых бюджетов. Кроме того, зафиксированные объёмы поставок не всегда учитывают реальные потребности, и при снижении потребления может возникнуть проблема с невостребованностью уже поставленного щебня.
По этой причине масштабирование практики заключения долгосрочных контрактов с фиксированными объёмами поставок щебня в конкретные регионы или на конкретные проекты трудноосуществимо.
Не испытывают рыночных проблем в полной мере также карьеры, которые обеспечивают сырьем головные компании или являются неосновным направлением. Например, это касается строительных или цементных предприятий, которые владеют щебеночными заводами для собственных нужд. В таких компаниях производство щебня не являются существенным фактором в общей экономике. Карьеры обеспечивают внутреннее потребление, поэтому не так чувствительны к колебаниям рынка.
Но и здесь не все так безоблачно, так как негативная динамика наблюдается в целом по строительной отрасли, в частности падает и потребление цемента — минус 9,9% в первом полугодии 2025 года. Ситуация уже привела к остановке производств.
Поддержка отрасли
Традиционной косвенной мерой поддержки отрасли со стороны государства служит запуск масштабных строительных проектов и их регулярное финансирование. При этом нужно учитывать, что такая поддержка направляется крупным строительным компаниям.
Многие карьеры в сложившихся условиях вынуждены балансировать на грани выживания. Кроме ограничений в предоставлении и продлении лицензий, на какие-то более существенные меры поддержки таким предприятиям рассчитывать не приходится.
Чего ждать
Запуск крупных стратегических проектов, таких как ВСМ, безусловно, позитивно повлияет на ситуацию. Любой инфраструктурный проект — это увеличение потребления, а значит повышение спроса на щебень.
Благодаря ВСМ ожидается рост поставок гранитного щебня из Карелии, Ленинградской, возможно, Воронежской областей. При необходимости будут подключены мощности уральских предприятий. При этом нужно учитывать, что масштабное строительство эстакад и мостов вряд ли затронет производителей тяжелого габбро и низкопрочного щебня.
Более того, в условиях массового сокращения финансирования большого количества других масштабных инициатив, запуск одного амбициозного проекта не сможет кардинально изменить общую ситуацию с сокращением потребления щебня.
Рынок щебня движется к равновесному состоянию. Баланс между спросом и предложением при замедлении строительной активности возможен только за счёт снижения производства. Продолжение падения потребления неизбежно приведёт к остановке некоторых карьеров. При этом уход с рынка ряда игроков и сокращение доступных мощностей выровняют спрос и предложение. Устранение дисбаланса позволит поднять отпускные цены на щебень, что, в свою очередь, улучшит положение отрасли.