Минтранс России опубликовал ежегодный отчет, посвященный изменениям средней стоимости работ по строительству, ремонту, реконструкции и содержанию одного километра одной полосы дорог по всей стране.
Практически во всех категориях наблюдается рост цен, за исключением отдельных работ на определённых типах трасс.
Документ подготовлен на основе сведений, собранных Федеральным дорожным агентством (Росавтодор), госкомпанией «Автодор», а также региональными дорожными службами в 85 субъектах Российской Федерации за 2024 год. В анализ включено свыше 10 тысяч объектов, при этом не учитывались крупные мосты и транспортные развязки, а также расходы на выкуп земель, переустройство коммуникаций и компенсационные выплаты.
Сравнив данные с прошлогодним отчетом за 2023 год, можно отметить значительное подорожание большинства видов работ. Особенно резко — на 73% — возросла стоимость реконструкции одного километра дороги 4-й категории. Капитальный ремонт дорог 2-й категории подорожал на 36,7%. При этом строительство трасс 4-й категории подешевело на 24%, а реконструкция дорог 3-й категории — на 43%.
Наиболее затратным по-прежнему остается строительство трассы 1-й категории: в среднем 140,6 млн рублей за один километр полосы. Самой недорогой остается эксплуатация дорог местного значения — 280 тыс. рублей за километр.
Причины неоднородной динамики цен объясняются сразу несколькими факторами. Среди них — инфляция и рост цен на стройматериалы (битум, цемент, щебень и т. д.), а также изменения в проектной документации. Как поясняет Дмитрий Евдокимов, научный сотрудник ИПЭИ РАНХиГС, значительное влияние оказывает объем земляных работ, специфика дорожной конструкции и технологии, применяемые при капитальном ремонте. Эти параметры зависят от конкретных условий объекта.
Эксперт также обращает внимание на сокращение числа объектов, включенных в выборку: если в 2023 году их было более 12,6 тыс., то в 2024 — свыше 10 тыс., что снижает репрезентативность анализа. Рост расходов на содержание и капремонт региональных дорог он связывает с реализацией нацпроектов и приведением дорожной сети к нормативным стандартам. Так, завершившийся в 2024 году проект «Безопасные качественные дороги» довел долю отремонтированных региональных трасс до 54%. Новый нацпроект «Инфраструктура для жизни» предполагает увеличение этого показателя до 60% к 2030 году.
Подробнее о планах и целях дорожного строительствав рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни» — в статье.
В апреле правительство РФ утвердило план развития дорожной отрасли до 2030 года. Общий объем инвестиций составил более 9 трлн рублей. Из них 1,4 трлн выделено на возведение новых федеральных трасс, 1,3 трлн — на реализацию проектов «Автодора», еще 2,4 трлн — на поддержку регионов в части ремонта и строительства дорог.
Источник: Коммерсантъ